КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА ОРГАНИЗАЦИИ И ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА СЕРВИСА В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБЩЕСТВА (НА ПРИМЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗА)

УДК: 378; 316:7

DOI: 10.22412/1993-7768-10-4-7

КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА ОРГАНИЗАЦИИ И ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА СЕРВИСА
В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБЩЕСТВА (НА ПРИМЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗА)

Дмитриева Ирина Сергеевна, кандидат социологических наук, доцент кафедры менеджмента Волгоградский филиал ФГБОУ ВО РЭУ им. Г.В. Плеханова,

Копылов Сергей Иванович, кандидат социологических наук, заведующий кафедрой менеджмента, soc-men@yandex.ru, Волгоградский филиал, ФГБОУ ВО РЭУ им. Г.В. Плеханова,

Прибытков Юрий Борисович, магистрант 1 курса, Волгоградский филиал РАНХИГС, pribytkow@mail.ru,

Шелекета Владислав Олегович, доктор философских наук, профессор кафедры Истории государства и права,
Волжский институт экономики, педагогики и права, vladshelo@mail.ru, Волгоград, Российская Федерация

В контексте социокультурной ситуации постиндустриального общества, а также в социально-политической ситуации «трансформирующегося общества» в статье рассматривается многоаспектная роль корпоративной культуры во всех процессах деятельности организации. Авторы предлагают взглянуть на систему взаимоотношений внутри организации со стороны социально-психологической взаимосвязи между корпоративной и организационной культурой. Актуальность такого рассмотрения обусловлена тем, что в малых и растущих организаций нередко отсутствует грань между организационной и корпоративной культурами вследствие того, что они находятся в стадии становления. Используя системный под- ход, авторы рассматривают корпоративную культуру в условиях современного сервиса, то есть с позиции качественных характеристик продукта, получаемого «на выходе». На примере деятельности исследовательского университета авторы приходят к выводу о том, что корпоративная культура представляет собой системную характеристику организации: именно она формирует уровень сервиса как качества обслуживания. Поэтому переход к новым формам образования в высшей школе определяет новое понимание образования как системы образовательных услуг. Совершенствование методов обучения ввиду обострения конкуренции среди вузов обусловлено не кризисом образования и культуры, а реальной социально-экономической и демографической ситуацией. Все аспекты деятельности организации связаны между собой и с продуктом, в данном случае – результатом обучения. Так, постоянный профессиональный рост создает благоприятную соревновательную среду в организации для сотрудников вузов, что способствует постоянному росту повышения квалификации (включая защиты диссертаций, получение ученых званий и т. п.).

Ключевые слова: корпоративная культура, качество сервиса, системная характеристика, высшее учебное заведение

Литература

1. Гудкова Т.В. Особенности корпоративной культуры российских компаний: монография. М.: Про- спект, 2016. 168 с.
2. Борисова Е., Кулькова А. Культура, имена и экономическое развитие // Вопросы экономики. 2016.
№ 1. С. 81–106.
3. Виктор Минин. «Со временем Путин вместе с Кадыровым и Миннихановым обязательно посетит Каабу». Каковы причины и возможные последствия визита президента России на Афон. Интервью Виктора Минина сайту «Реальное время». URL: http://realnoevremya.ru/today/32866 (дата обраще- ния 15.05.2016).
4. Адизес Ицхак. Управление жизненным циклом корпораций / пер. с англ. В. Кузина. 3-е изд. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2016. 512 с.: ил.
5. Сальникова Л.С. Репутационный менеджмент. Современные подходы и технологии: учебник для академического бакалавриата. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2016. 295 с. Серия: Бакалавр. Академический курс.
6. Пригожин А.И. Дезорганизация: Причины, виды, преодоление. Изд. 2-е испр. М.: ЛЕНАНД, 2015. 400 с.
7. Андреев С.Ю. Система «АС» – алгоритм перехода к ускоренному социально-экономическому раз- витию региона: Метод. пособие для креативных глав субъектов РФ и муницип. образований, пер- спективных руководителей предприятий. СПб.: Свое издательство, 2016. 84 с.
8. Сулакшин С.С., Багдасарян В.Э., Колесник И.Ю. Государственное управление в России и труд. Опла- та, мотивация, производительность: монография. М.: Научный эксперт, 2010. 248 с.
9. Семиков В.Л. Теория организации: Учебник. М.: Академия ГПС МЧС России, 2003. 220 с.
10. Роуден Марк. Корпоративная идентичность. Создание успешного фирменного стиля и визуальные коммуникации в бизнесе. М.: Добрая книга, 2007. 302 с.
11. Руководство по социальной ответственности ГОСТ Р ИСО 26000–2012. М.: Стандартинфом, 2014.
12. Лебон Г. Психология народов и масс: Пер. с фр. 3-е изд. М.: Академ. проект, 2014. 239 с. (Психоло- гические технологии).
13. Ясин Е. Модернизация экономики и система ценностей // Вопросы экономики. 2003. № 4. С. 4–36.
14. Артель и артельный человек/ Сост., введение В.В. Аверьянова / Отв. ред. О.А. Платонов. М.: Ин-т рус. цивилизации, 2014. 688 с.
15. Ивахнов В. Ю., Герасимова И.А., Шелекета В.О. Социальные и культурные детерминанты саморе- ализации личности в условиях современного сервиса // Сервис plus. Научный журнал. Т. 10. 2016.
№ 1. С. 16–23.