АНТРОПОЛОГИЯ АВГУСТИНА АВРЕЛИЯ В DE CURA PRO MORTUIS GERENDA

УДК 129 DOI: 10.22412/1993-7768-11-1-5

АНТРОПОЛОГИЯ АВГУСТИНА АВРЕЛИЯ В DE CURA PRO MORTUIS GERENDA

Лапшин Иван Евгеньевич, кандидат философских наук, i.e.lapshin@yandex.ru, Российский университет дружбы народов, Москва, Российская Федерация,

Усатов Александр Николаевич, аспирант,
Общецерковная аспирантура и докторантура им. свв. Кирилла и Мефодия, Москва, Российская Федерация

Статья представляет собор краткий обзор содержания трактата «О почитании усопших» Августина Аврелия, посвященного вопросу христианского отношения к умершим, и анализирует трактат с точки зрения христианской философской антропологии. Августин Аврелий является одним из основополагающих для христианского мировоззрения авторов, под его влиянием сложились многие представления средневековых христиан о мире и человеке. Анализируемый в статье трактат разбирает, главным образом, два вопроса: о целесообразности захоронения умерших рядом с местом почитания святых и о том, действительно ли умерший человек может явиться во сне живому. Некоторые идеи и доводы Августина, сформулированные в трактате «О почитании усопших», уже знакомы читателям «Исповеди» и «О граде Божьем», тем не менее, есть ряд проблем, которые были рассмотрены Августином лишь в этом позднем трактате. Отдельный интерес представляют и некоторые методологические приемы, наиболее заметные в его малых работах, в том числе в трактате «О почитании усопших»: поиск «слабых мест» в собственной аргументации с позиции оппонирующего собеседника; отношение к событиям священной истории и к рассказам современников как к событиям единого исторического пространства; опора на Священное Писание как на текст, имеющий безусловный авторитет при рассмотрении весьма широкого круга вопросов, но допускающий определенную свободу толкования. Августин Аврелий, один из самых влиятельных христианских мыслителей средневекового Запада, оставил после себя обширное философское наследие, в том числе в области философской антропологии, и хотя в целом эту сферу философствования Августина нельзя назвать малоисследованной, представления об антропологии Августина в основном остаются сформированными на основании лишь наиболее популярных его текстов. В статье пред- принята попытка дополнить эти представления идеями, сформулированными Августином в трактате «О почитании усопших».

Ключевые слова: философская антропология, Августин, христианство

Cписок литературы

1. Лапшин И.Е. Имплицитная эстетика Аврелия Августина: дис. канд. филос. наук. МГУ, Москва, 2014.
2. Фокин А.Р. Различные патристические подходы к вопросу о происхождении человеческой души // Философия и культура. 2010. № 9. С. 41–50.
3. Berardino, A., Quasten, J. Patrology. Vol. IV. Westminster, MD, USA, 1986.
4. Conybeare, C. The Irrational Augustine. Oxford University Press, 2006.
5. De cura pro mortuis gerenda liber unus. URL: http://www.augustinus.it/latino/cura_morti/index.htm (дата обращения: 01.09.2016).
6. Holscher L. The Reality of the Mind: Augustine’s Philosophical Arguments for the Human Soul as a Spiritual Substance. Routledge & Kegan Paul, 1986.
7. Kenney J.P. Augustine’s Inner Self. Augustinian Studies. Vol. 33, Issue 1. 2002.
8. On the Care of the Dead. URL: http://www.newadvent.org/fathers/1316.htm (дата обращения: 01.09.2016).
9. Matthewes Ch.T. Augustinian Anthropology: Interior intimo meo // Journal of Religious Ethics, Vol. 27, Issue 2. 1999. P. 195–221.
10. Nicene and Post-Nicene Fathers, ser. 1, vol. 3, ed. Philip Schaff. Buffalo, 1887.
11. Rose P. A Commentary on Augustine’s De cura pro mortuis gerenda: Rhetoric in Practice. Leiden/Boston,
Brill, 2013.