ГРАНИЦА МЕЖДУ ПУБЛИЧНЫМ И ПРИВАТНЫМ: КУДА НЕ ДОЛЖЕН ВХОДИТЬ КЕСАРЬ

УДК 17 DOI:

10.22412/1993-7768-11-1-8

ГРАНИЦА МЕЖДУ ПУБЛИЧНЫМ И ПРИВАТНЫМ: КУДА НЕ ДОЛЖЕН ВХОДИТЬ КЕСАРЬ

Воеводин Антон Федорович, соискатель ученой степени кандидата юридических наук, Южный федеральный университет (ЮФУ), г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация

Статья, отталкиваясь от двадцать первого стиха двадцать второй главы Евангелия от Матфея, ставит фундаментальный вопрос в области государственно-религиозных отношений: «что есть Божье, а что кесарево», и где грань между одним и другим. Автор предпринял попытку показать проблемность и недочеты «классического взгляда» и предложил иную перспективу: Божье принадлежит кесарю, а кесарево – Богу. Статья рассматривает проблему соотношения обязательств и свободы с точки зрения религиозного сознания: с одной стороны, эти понятия кажутся диаметрально противоположными, с другой стороны, христианский призыв к свободе может быть интерпретирован как сумма обязательств по отношению к окружающим и к Богу. Будучи воспринятой таким образом, христианская нравственность уподобляется системе социальных ограничений, нарушение которых приводит к наказанию со стороны государства. Означает ли это, что государство и религия, понуждая человека к соблюдению тех или иных норм, движутся в одном и том же русле, или же есть принципиальные различия между представлениями о добродетельном христианине и добродетельном гражданине? Статья фокусирует внимание на проблеме подчинения и искренности: ортопраксия не является «налогом», который человек должен уплатить Богу. «Сыне, даждь Ми твое сердце», вот что нужно Всевышнему – и государю.

Ключевые слова: Бог, кесарь, право, свобода, искренность, подчинение

Список источников

1. Аквинский Фома. Сумма теологии. М., Эльга, Ника-Центр. 2003.
2. Антиохийский (епископ) Игнатий. Письма и послания. СПб.: изд. книгопродавца И.Л. Тузова, 1902.
3. Брянчанинов Игнатий. Отечник. СПб., 1889.
4. Деяния Маконского собора.URL: http://www.documentacatholicaomnia.eu/04z/z_0581–0583 Concilium_Matisconense Documenta LT.doc.html (дата обращения: 07.10.2016).
5. Достопамятные сказания о подвижн. св. отцов. М., 1845.
6. Егоров Владимир. Православная культура. Обнинск: Титул, 2007.
7. Зигабен Евфимий. Толкование на псалмы. URL: http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigaben/tolkovaja- psaltir/136 (дата обращения. 07.10.2016).
8. Златоуст Иоанн. Полное собрание сочинений в 12 томах. URL: http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_ Zlatoust/tolk_63/24 (дата обращения. 07.10.2016).
9. Камю Альбер. Калигула. Недоразумение. М.: АСТ, 2006.
10. Камю Альбер. Миф о Сизифе. М.: АСТ, 2006.
11. Кобрин В.В. Иван Грозный. М.: Московский рабочий, 1989.
12. Кронштадтский Иоанн. Собрание сочинений в 6 томах. М., Оранта, 2006.
13. Прокопович Феофан. Сочинения. М.: Слово, 1961.
14. Сирин Исаак. Слова духовно-подвижнические. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2004.
15. Сурожский Антоний. О молитве Отче наш. М.: Оранта, 2006.
16. Dictionaire Theologie Catholique, Tome XIII, Paris, “Livre de France”, 1936.
17. Theological dictionary of the Old Tastement, Volume 5. New York, BLG Press, 1980.