СТРУКТУРА ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКОГО АКТА: ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

УДК 165.242.2
DOI: 10.22412/1993-7768-11-2-12

СТРУКТУРА ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКОГО АКТА: ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Ильин Виктор Васильевич*, доктор философских наук, профессор, vvilin@yandex.ru,
Мамедов Азер Агабала оглы*, кандидат философских наук, доцент, azermamedov@mail.ru,
Бирюкова Елена Анатольевна, кандидат философских наук, доцент, cek-mgtu@mail.ru, ФГБОУ ВО «Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана» Калужский филиал, г. Калуга, Российская Федерация,
Мюлляринен Елена Александровна, аспирант, eam@bmstu.ru,
ФГБОУ ВО «Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана» ИСОТ (Институт современных образовательных технологий), Москва, Российская Федерация,
Платонов Виталий Васильевич*, аспирант, v.v.platonov@inbox.ru,
ФГБОУ ВО «Российский государственный аграрный университет – Московская сельскохозяйственная академия им. К.А. Тимирязева», Москва, Российская Федерация

В статье анализируется мыслительный процесс, который сам по себе невербален, но субстанциально зависим от последующего процесса представления мысли в языке общения – порождения и рецепции речи. В предельном отношении объективация языком мышления инспирирует развертывание концептосферы – объемной мыслительной тематизации реальности через призму отобразительно-выразительного потенциала языка, специфицируемого герменевтической процедурой. Авторы подчеркивают созидательный, а не регистрирующий характер понимания, проистекающий из формообразующего символического связывания идеи с вещью: чувственно-действительное, образ как таковой, служит непосредственным возвещением и зримостью идеи, придающей ему смысловую определенность. Герменевтическая процедура – особый тип искусства, развивающийся из потребности устанавливать смыслы, приписывать значения неоднозначно фиксируемым идеям, многозначным, многосмысленным выражениям, символам, знакам. Оттачивание техники истолкования символических форм питается необходимостью понимания тайных практик уловления высшей потусторонней воли; полумистический опыт оракульства, предрекания, прорицания в вариантах профетического, сакрального, оккультного сознания, институциализированного в жреческой, священнослужительной, вероучительной, окормляющей, шаманской, ведической деятельности; «священных писаний», к тексту которых в силу иносказательности недопустимо относиться прямолинейно – как к прозрачно выполненным сочинениям; шифрованных символосодержащих «прозрений» – «Столетия» Нострадамуса; тропных текстов – воплощений fiction; формальных знаковых исчислений, востребующих для наделения содержанием (установления непротиворечивости) сопоставления с предметно–смысловыми областями (системами, теориями).

Ключевые слова: язык, сознание, понимание

Литература

1. Ильин В.В. Образование в XXI веке // Высшее образование в России. 2004. № 1. С. 167–169.
2. Ильин В.В. Теория познания. Симвология. Теория символических форм. М., 2013. 384 с.
3. Виноградов В.В. Избранные труды. М.: Наука, 1977. 312 с.
4. Гадамер Х-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. М.: Прогресс, 1988. 704 с.
5. Гак В.Г. Языковые преобразования. – М.: Школа Языки русской культуры, 1998. 330 с.
6. Зиммель Г. Избранное. М.–СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2013. 591 с.
7. Мамедов А.А. К специфике философского образования // Вестник научных конференций. 2015. № 3–4. С. 100-101.
8. Маркс К. Капитал. Т. 1. Кн. 1. М., 1955.
9. Спиноза Б. Избранные произведения в 2 томах. Т. 1. М.: Госполитиздат, 1957.
10. Сёрл Дж. Р. (сост.) Философия языка. М., 2004. 560 с.
11. Виноградов В.В. Избранные труды. – М.: Наука, 1977.
12. Шиповская Л.П., Мамедов А.А. Философия: Классический курс лекций для самостоятельной подготовки к экзаменам и поступлению в аспирантуру. – М.: ЛЕНАНД, 2015.