СОСТОЯНИЕ ТУРИСТСКОЙ МАРШРУТНОЙ СЕТИ И ПРОГРАММ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТЕМАТИКИ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

УДК 338.4
DOI: 10.22412/1993-7768-11-4-5

Состояние туристской маршрутной сети и программ экологической тематики Иркутской области

Саранча Михаил Александрович*, доктор географических наук, профессор, mialsar@yandex.ru,
Очкасова Ирина Сергеевна*, студент, ira.ochkasova.97@mail.ru

* ФГБОУ ВО «Российский государственный университет туризма и сервиса», Москва, Российская Федерация


Аннотация. Исследование состояния туристской маршрутной сети и связанных с ней программ является хорошим индикатором состояния и тенденций развития туристской сферы территорий. Данный подход приобретает особую актуальность, когда подобное явление связано с развитием туризма в пределах обширных по площадям объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, к которым относится озеро Байкал. Целью исследования выступило выявление состояния туристской маршрутной сети и программ экологической тематики Иркутской области. Основными методами исследования стали: сравнительный, математический и статистический. Основными исследовательскими подходами выступили: комплексный, экологический, географический и ситуативный. В рамках исследования была разработана и применена методика инвентаризации и анализа туристских маршрутов и программ экологической тематики. Всего была собрана информация о 167 объектах, 72 из которых имеют экологическую тематику. Большая часть выявленной туристской маршрутной сети и программ приурочена к побережью озера Байкал и концентрируется на незначительной части региона. Это приводит в том числе к увеличению антропогенной нагрузки на природу при текущем состоянии инфраструктуры региона. Туристские маршруты и связанные с ними программы характеризуются повышенной долей по протяженности и продолжительности, относительно высокими ценами, необходимостью сочетания нескольких видов транспорта и способов передвижения. Материалы исследования могут быть полезны представителям туристского бизнеса и власти региона как индикатор сложившейся ситуации, а также непосредственно потребителям туристского продукта. Статья выполнена в рамках государственного контракта № 113-17-05-12-01 (Федеральное агентство по туризму).

Ключевые слова: Байкал, география туризма, Иркутская область, охрана природы, состояние, туризм, туристский маршрут, туристская программа, экологический туризм, ЮНЕСКО

Для цитирования: Саранча М.А., Очкасова И.С. Состояние туристской маршрутной сети и программ экологической тематики Иркутской области // Сервис plus. Т. 11. 2017. № 4. С. 49–54. DOI: 10.22412/1993-7768-11-4-5.

Дата поступления статьи: 09.10.2017.

Дата утверждения в печать: 30.10.2017.


The situation of the tourism route network and programs on ecological issues in Irkutsk oblast

Mikhail A. Sarancha*, Dr. Sc. (Geography), Prof., mialsar@yandex.ru
Irina S. Ochkasova*, ira.ochkasova.97@mail.ru

* Russian State University of Tourism and Service (Moscow, Russia)


The study of the state of the tourist route network and related programs is a good indicator of the state and development trends of the tourist sphere of the territories. This approach becomes particularly relevant when this phenomenon is associated with the development of tourism within the vast UNESCO World Heritage Sites, which include Lake Baikal. The aim of the study was the identification of the state of the tourism route network and programs on ecological issues in Irkutsk oblast. Main research methods are: comparative, mathematical, and statistical. The main research approaches were: a comprehensive, ecological, geographical and situational. The study developed and applied methods of the inventory and analysis of tourist routes and programs on ecological issues. All information was gathered on 167 objects, 72 of which have an ecological theme. Most of the identified tourist route network and programs are confined to the coast of Lake Baikal and concentrate on a small part of the region. The study can be useful for the representatives of tourist business and government in the region as an indicator of the situation, as well as directly to consumers of the tourist product. Tourist routes and related programs are characterized by an increased share in length and duration, relatively high prices, the need for a combination of several modes of transport and modes of transportation. Research materials can be useful for the representatives of tourist business and government in the region as an indicator of the situation, as well as directly to consumers of the tourist product.

Keywords: Lake Baikal, tourism geography, Irkutsk oblast, nature protection, condition, tourism, tourist route, tourism program, ecological tourism, UNESCO.

For citation: Sarancha M.A., Ochkasova I.S., The situation of the tourism route network and programs on ecological issues in Irkutsk oblast. Servis plus, vol. 11, no. 4, 2017, pp. 49-54. DOI: 10.22412/1993-7768-11-4-5.

Submitted: 2017/10/09.

Accepted: 2017/10/30.


Введение

Исследование состояния туристской маршрутной сети и связанных с ней программ является хорошим индикатором состояния и тенденций развития туристской сферы территорий [1, 3, 5, 6, 10]. Указанный подход приобретает особую актуальность, когда данное явление связано с развитием туризма в пределах обширных по площадям объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, в которым относится озеро Байкал [2, 14]. Статья посвящена исследованию состояния туристской маршрутной сети и программ экологической тематики Иркутской области, это цель исследования. Объектом исследования выступили туристские маршруты и связанные с ними программы экологической тематики Иркутской области, предметом – их базовые свойства, отражающее состояние туристской маршрутной сети и программ территории.

Основными методами исследования выступили: сравнительный, оценочный, математический и статистический. Основными исследовательскими подходами стали: комплексный, экологический, географический и ситуативный.

Результаты исследования. Сбор комплексной и актуальной информации о состоянии туристской маршрутной сети и реализуемых программах предполагает определения их свойств для фиксации. В исследовании основными показателями выступили следующие: наименование маршрута, тематика, основные пункты следования маршрута, организаторы программы и их контактные сведения, категория потребителей и размеры групп, продолжительность, протяженность, периодичность функционирования, ключевые объекты, средства и способы передвижения, услуги размещения и питания [8, 12], требуемый персонал, категория сложности, требуемое оборудование и инвентарь (для спортивных маршрутов), анимационные программы, форма организации маршрута, ценовые параметры и примечания. По каждому из представленных показателей были определены параметры. Например, по категориям потребителей были выделены детский, молодежный, взрослый и смешанный; по средствам и способам передвижения: пеший, автомобильный, автобусный, водный, воздушный, железнодорожный и т.д. [4, 13].

Для сбора информации по представленным показателям и параметрам была разработана форма паспорта. Информация собиралась из открытых источников по действующим предложениям туристских фирм, а также по материалам Агентства по туризму Иркутской области. В итоге была собрана информация по 167 туристским маршрутам и программам Иркутской области (из которых 109 – внутрирегиональные, 53 – межрегиональные, 5 – международные). Среди них было выявлено 72 маршрута и программы экологической тематики – составили 43% от общей выборки.

В распределении маршрутов и программ экологической тематики по их ориентации на потребителя преобладает категория «смешанный». Категория «взрослый» составляет четверть. Протяженность и продолжительность туристских маршрутов и программ показаны в рис. 1 и 2. Обращает на себя внимание высокая доля протяженных и длительных маршрутов и программ по сравнению с другими регионами России [13]. Классически существенная доля приходится на краткосрочные программы и короткие маршруты.

Сезонность функционирования маршрутов и программ показана на рис. 3. Из диаграммы видно, что большая часть маршрутов и программ функционирует в теплое время года, с июня по август. Пик приходится на летние месяцы. В виду короткой продолжительности теплого периода и сильной сезонности туристская сфера региона испытывает серьезные проблемы, например, такие как высокие цены на продукт (с целью окупаемости за более короткий период), сложности в привлечении кадров и цикличность их занятости [7, 9, 11, 15].

Как правило, для реализации одного экологического маршрута и программы используется несколько способов и средств передвижения – пеший, автобусный, водный, реже железнодорожный. Например, чтобы добраться до острова Ольхон из Иркутска, нужно воспользоваться минимум сухопутным и водным транспортом. Это связано со сложным рельефом местности, доступностью берегов озера и объектов туристской сферы, конфигурацией транспортной сети и т.п. Ситуация осложняется вне теплого сезона года и во время осадков. 7% от общего числа маршрутов и программ экологической тематики составляют пешие маршруты, а именно маршруты по экологическим тропам.

Вместе с тем пока слабо задействованы коллективные средства размещения, что существенно снижает получаемые выгоды от туристских потоков у принимающих территорий. Одна из причин – это краткосрочность туристских программ (преобладание однодневных маршрутов) – 56%. В ходе организации экологических маршрутов 31% приходится на бюджетные категории гостиниц и категории не выше 3*, гостевые дома и базы отдыха. Отдельно стоит рассмотреть полевое размещение на базе кемпингов – 13%. Размещение на круизных теплоходах занимает 1,5 %.

По предоставлению услуг питания маршруты и программы экологической тематики разделились примерно равнозначно. В программу многодневных экологических маршрутов включены различные варианты питания (полный пансион, только завтраки, полупансион и т.д.). В краткосрочных программах услуга питания либо отсутствует, либо предоставляется за дополнительную плату. Это характерно для маршрутов и программ в малоосвоенных районах, например, при прохождении экологических троп.

Распределение экологических маршрутов по цене представлено на рис. 4.

Заключение. В результате исследования был проведен сбор (сформирован реестр), обработка и анализ информации о состоянии туристской маршрутной сети и программах экологической тематики Иркутской области. Большая часть сети логично приурочена непосредственно к озеру Байкал и концентрируется на незначительной части региона. Туристские маршруты и связанные с ними программы характеризуются повышенной долей по протяженности и продолжительности, относительно высокими ценами, необходимостью сочетания нескольких видов транспорта и способов передвижения. Выявленное число маршрутов говорит об их большом разнообразии, что, с одной стороны, позволяет проще обеспечить индивидуальный подход к потребителю, с другой стороны, сильно осложняет их обустройство и формирование групп туристскими фирмами, логистику, сохранение уникальной природы Байкала. Материалы исследования могут быть полезны представителям туристского бизнеса и власти региона как индикатор сложившейся ситуации, а также непосредственно потребителям туристского продукта.

Литература:

  1. Александрова А.Ю. Новейшее представление о сфере туризма как системе // Современные проблемы сервиса и туризма. 2014. № 1. С. 24–38.
  2. Евстропьева О.В. Развитие туристской системы на Байкальской природной территории // География и природные ресурсы. 2016. № 5. С. 184–195.
  3. Зырянов А.И. Теоретические аспекты географии туризма. Пермь: Пермский государственный национальный исследовательский университет, 2013. 158 с.
  4. Саранча М. А. Методика исследования и состояние туристской маршрутной сети России // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. Т. 9. 2015. № 2. С. 23–27.
  5. Саранча М.А. Вопросы развития туристских территорий с позиций системного подхода // Сервис plus. Т. 10. 2016. № 3. C. 84–92.
  6. Саранча М.А. Из размышлений о развитии туристских систем // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. Т. 8. № 3. С. 103–110.
  7. Статистика туризма / Под ред. А.Ю. Александровой. М.: Фед. агентство по туризму, 2014. 464 с.
  8. Brouder P. Tourism Development in Peripheral Areas Processes of Local Innovation and Change in Northern Sweden: Doctoral thesis. Mid Sweden University. 2013. 260 p.
  9. Goeldner C.R., Ritchie J.R.B. Tourism: principles, practices, philosophies. Hoboken, New Jersey: John Wiley & Sons, Inc., 2011. 544 p.
  10. Hall C.M., Page S.J. The Geography of Tourism and Recreation: Environment, Place and Space. London: Routledge, 2014. 470 p
  11. Mill R.C., Morrison A.M. The Tourism System. New York: Kendall Hunt Publishing, 2012. 444 p.
  12. Pearce D. Tourism Today: A Geographical Analysis, 2nd edn. London: Longman, 1995.
  13. Reddy M. V., Wilkes K. Tourism in the Green Economy. London, United Kingdom: Routledge, 2015. 388 p.
  14. Sarancha M. A., Masalev A. I. Tourist route network in Russia: systema-tization // Actual problems of economy, Ukraine, 2015. № 7(169). P. 444–453
  15. Weaver D. Sustainable tourism: theory and practice. Oxford: Elsevier Butterworth-Heinemann, 2008. 240 p.
  16. Williams S., Lew A. Tourism Geography: Critical Understandings of Place, Space and Experience. London: Routledge, 2014. 328 p.

References

  1. Aleksandrova A.YU., The newest comprehension of tourism as a system. Sovremennye problemy servisa i turizma, no. 1, 2014, pp. 24-38. (In Russ).
  2. Evstrop’eva O.V., Development of the tourism system on the baikal natural territory. Geografiya i prirodnye resursy, no. 5, 2016, pp. 184–195. (In Russ).
  3. Zyryanov A.I., Theoretical aspects of the geography of tourism. Perm: Permskij gosudarstvennyj nacional’nyj issledovatel’skij universitet, 2013, 158 p. (In Russ).
  4. Sarancha M. A., The methodology of research and state of the tourist route network in russia. Vestnik Associacii vuzov turizma i servisa, vol. 9, no. 2, 2015, pp. 23–27. (In Russ).
  5. Sarancha M.A., Issues of development of tourist territories from the point of view of the system approach. Servis plus, vol. 10, no. 3, 2016, pp. 84–92. (In Russ).
  6. Sarancha M.A. Reflecting on tourist systems development. Vestnik Associacii vuzov turizma i servisa, vol. 8, no. 3, 2014, pp. 103–110. (In Russ).
  7. Aleksandrova A.YU., Tourism statistics. Moscow: Fed. ag-vo po turizmu, 2014, 464 p. (In Russ)
  8. Brouder P., Tourism Development in Peripheral Areas Processes of Local Innovation and Change in Northern Sweden: Doctoral thesis. Mid Sweden University, 2013, 260 p.
  9. Goeldner C.R., Ritchie J.R.B., Tourism: principles, practices, philosophies. Hoboken, New Jersey: John Wiley & Sons, Inc., 2011, 544 p.
  10. Hall C.M., Page S.J., The Geography of Tourism and Recreation: Environment, Place and Space. London: Routledge, 2014, 470 p.
  11. Mill R.C., Morrison A.M., The Tourism System. New York: Kendall Hunt Publishing, 2012, 444 p.
  12. Pearce D., Tourism Today: A Geographical Analysis, 2nd edn. London: Longman, 1995.
  13. Reddy M. V., Wilkes K., Tourism in the Green Economy. London, United Kingdom: Routledge, 2015, 388 p.
  14. Sarancha M. A., Masalev A. I. Tourist route network in Russia: systematization. Actual problems of economy, no. 7(169), 2015, Ukraine, pp. 444—453.
  15. Weaver D., Sustainable tourism: theory and practice. Oxford: Elsevier Butterworth-Heinemann, 2008, 240 p.
  16. Williams S., Lew A., Tourism Geography: Critical Understandings of Place, Space and Experience. London: Routledge, 2014, 328 p.