СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ВОДНОГО ТУРИЗМА В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ

УДК 338.48 – 52:797.1 (470.23-25)
DOI: 10.24411/2413-693X-2018-12002

Современные проблемы и тенденции развития водного туризма в Санкт-Петербурге  

Жуков Павел Викторович*, старший преподаватель, spb1979@yandex.ru,
Морозова Ольга Николаевна*, старший преподаватель, mon_tosno@mail.ru,
Шкуропат Светлана Геннадьевна*, кандидат культурологии, доцент, svesku1@rambler.ru,

*Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина, Санкт-Петербург, Российская Федерация


Аннотация. Актуальность темы заключается в том, что у Санкт-Петербурга большие возможности для развития новых водных маршрутов, поскольку Санкт-Петербург и Ленинградская область соединены разветвленной сетью судоходных рек, каналов, озерных систем, чей потенциал еще недостаточно востребован.  Сочетание речного и морского круизного туризма и выгодно отличает Санкт-Петербург как дестинацию в условиях высокой конкурентной борьбы за туристские потоки. Цель исследования – проанализировать современное состояние водного туризма в Санкт-Петербурге и дать рекомендации по развитию речного круизного туризма. Гипотеза исследования – речной туризм может привлечь дополнительные турпотоки в город и способствовать становлению Санкт-Петербурга как центра развития речного круизного туризма в России.  Авторами проанализированы различные источники информации как в сфере речного круизного туризма (в России и за рубежом) так и специализированные периодические издания по транспортной тематике. Проведены консультации с участниками ассоциации круизного рынка Санкт-Петербурга. Результаты проведённого исследования выявили целый спектр проблем, требующих как внимания со стороны чиновничьего аппарата, так и инвестиций. Комплекс проблем достаточно широкий ‑ от доработки нормативно-правовых документов до создания причальный инфраструктуры города. И хотя водный туризм испытывает сильное влияние сезонного фактора, развитие данного вида туризма может способствовать не только укреплению привлекательного имиджа Санкт-Петербурга («Северной Венеции»), но и способствовать появлению новых рабочих мест, аккумуляции денежных потоков, формированию новых рабочих мест, привлечению инвестиций. Результаты исследования носят комплексный характер и могут быть учтены руководством комитета по туризму Санкт-Петербурга, включены в маркетинговые инструменты, нацеленные на привлечение въездного турпотока, а также положены в основу дальнейших разработок по данной тематике

Ключевые слова: туризм, водный туризм, круиз, речной туризм, морской туризм, яхтинг, водный маршрут

Для цитирования: Жуков П.В., Морозова О.Н., Шкуропат С.Г. Современные проблемы и тенденции развития водного туризма в Санкт-Петербурге // Сервис plus. Т. 12. 2018. № 2. С.14-23. 14-23. DOI: 10.24411/2413-693X-2018-12002

Статья поступила в редакцию: 22.02.2018

Статья принята к публикации: 22.03.2018


Modern problems and development tendencies of water tourism in St. Petersburg

Pavel V. Zhukov*, Senior lecturer, spb1979@yandex.ru
Ol`ga N. Morozova*, Senior lecturer, mon_tosno@mail.ru
Svetlana G. Shkuropat*, Cand. Sci. (Culture), Associate Prof., svesku3@rambler.ru

*Pushkin Leningrad State University, Saint Petersburg, Russian Federation


Abstract:

The relevance of the topic lies in the fact that St. Petersburg has great opportunities for the development of new water routes, as St. Petersburg and the Leningrad Region are connected by a branched network of navigable rivers, canals, and lake systems, which potential is not still in great demand. The combination of river and sea cruise tourism and advantageously distinguishes St. Petersburg as a destination in conditions of high competition for tourist flows. The aim of the research is to analyze the current state of water tourism in St. Petersburg and to give recommendations on the development of river cruise tourism.

Research hypothesis consists in the fact that river tourism can attract additional tourist flows to the city and contribute to the formation of St. Petersburg as a center for the development of river cruise tourism in Russia. The authors analyzed various sources of information both in the sphere of river cruise tourism (in Russia and abroad) and specialized periodicals on transport subjects. Consultations were held with the participants of the St. Petersburg Cruise Market Association. The results of the research revealed a whole range of problems that require both attention from the bureaucratic apparatus and investments. The complex of problems is wide enough beginning with the revision of regulatory documents and the creation of the docking infrastructure of the city. Although water tourism is strongly influenced by the seasonal factor, however, the development of this type of tourism can not only enhance the attractive image of St. Petersburg («Venice of the North»), but also contribute to the emergence of new jobs, accumulation of cash flows, the creation of new jobs, attraction of cash flows, attraction of investments. The results of the research are complex and should be taken into account by the leadership of the St. Petersburg Tourism Committee and included in marketing tools aimed at attracting an entry tourist flow. Also, the results of the research can form the basis for further developments on this topic.

Keywords: tourism, water tourism, cruise, river tourism, sea tourism, yachting, water route

For citation: Zhukov P.V., Morozova O.N., Shkuropat S.G., Modern problems and development tendencies of water tourism in St. Petersburg. Servis plus, vol. 12, no. 2, 2018, pp. 14-23. (In Russ.) DOI: 10.24411/2413-693X-2018-12002

Received on 2018/02/22

Approval to print on 2018/03/22


Введение

Северо-Западный регион Российской Федерации и Санкт-Петербург как крупнейший туристский центр в регионе обладают уникальным геополитическим положением и мощным туристско-рекреационным потенциалом, что создает уникальные условия для развития внутреннего и въездного туризма. Особое место в туризме Санкт-Петербурга наряду с культурно-познавательным, событийным, деловым, художественным, паломническим и др. занимает водный (речной и морской) туризм.

Санкт-Петербург называют «Северной Венецией» из-за обилия рек, каналов и мостов. Город расположен в дельте реки Невы на побережье Финского залива Балтийского моря. Территорию города пересекают река Нева на протяжении 28 км, а также около 100 речек, ручьев, проток, свыше 20 каналов, общей протяженностью около 300 км.[1] Таким образом, географические особенности положения города способствуют развитию водного туризма, сочетая речной и морской круизный туризм, что выгодно отличает Санкт-Петербург как дестинацию в условиях высокой конкурентной борьбы за туристские потоки. Есть еще один важный фактор для развития туризма. У города большие возможности для развития новых водных маршрутов, потому что Санкт-Петербург и Ленинградская область соединены разветвленной сетью судоходных рек, каналов, озерных систем, чей потенциал еще недостаточно востребован.

В Петербурге проводится много масштабных мероприятий, связанных с использованием водного потенциала города. Становится традиционным проведение в октябре в рамках проекта «Санкт-Петербург – морская столица России» Международного форума «Водный туризм». С 3 по 9 июля 2017 г. в городе проходила Санкт-Петербургская Морская Ассамблея – масштабный городской праздник, включивший более 70 крупных и малых событий, которые прошли более чем на 25 площадках города[2]. Круизные лайнеры регулярно привозят в Петербург тысячи туристов, а приглашения совершить водную экскурсию встречаются в центре города повсеместно[3].

Водный туризм при должном внимании со стороны правительства города и активной позиции бизнес-сообщества на основе государственно-частного партнерства может дать больший стимул развитию отрасли и соответственно развитию экономики Санкт-Петербурга. Задачи эффективного использования существующего флота, его реновации и строительства новых судов, проблем незадействованного потенциала, возможно, решить с помощью создания точек роста – центров развития речного круизного рынка. Санкт-Петербург может быть одним из таких центров: здесь сосредоточены кадровые ресурсы (в городе работают учебные заведения, осуществляющие подготовку кадров для сферы сервиса и туризма, кадров для флота) и промышленные предприятия судостроительной и судоремонтного профиля. В городе существуют традиции создания сервисных объектов водной инфраструктуры: рестораны ‑ «поплавки», ботели на воде. Однако собственно состояние инфраструктуры водного туризма в городе требует программных изменений, равно как  и качество оказываемых услуг.

И хотя водный туризм испытывает сильное влияние сезонного фактора, однако развитие данного вида туризма может способствовать не только укреплению привлекательного имиджа Санкт-Петербурга, но и способствовать появлению новых рабочих мест, аккумуляции денежных потоков, формированию новых рабочих мест, привлечению инвестиций.

Вопросы развития водного туризма в Санкт-Петербурге невозможно решать без учета социокультурных, экономических, инфраструктурных, политических и социальных аспектов. Способствовать поиску оптимальных решений может изучение российского и европейского подходов к развитию водного туризма.

Развитие водного туризма в Санкт-Петербурге будет эффективно при учете ряда факторов, таких как выявление и учет мотиваций потребителей, решение проблем инфраструктурного характера, совершенствование системы подготовки кадров и контроля качества сервиса, совершенствование туристского продукта на основе использования регионального и международного опыта.

Проблемы круизного туризма

Вопросы развития круизного туризма в России находятся в зоне особого внимания Правительства Российской Федерации, о чем свидетельствует проведение в августе 2016 г. заседания Президиума Госсовета РФ с участием Руководителя Ростуризма О. Сафонова. Стимулирование дальнейшего развития речного круизного туризма стало одной из основных задач, поставленных Президентом РФ В.В. Путиным перед участниками заседания.

Современные проблемы развития водного туризма в Санкт-Петербурге носят комплексный характер.

С точки зрения въездного туризма для развития речного и морского круизного туризма, яхтинга, главным из факторов, препятствующих увеличению турпотока, является визовая проблема. Визовый фактор существенно сдерживает туристский поток в Санкт-Петербург. Если мы хотим, чтобы водный туризм развивался, необходимо решать вопросы снятия барьеров, мешающих или сдерживающих его развитие в городе.

Создание благоприятных условий для привлечения в Россию круизных туристов из-за рубежа имеет важный экономический аспект. По оценкам туроператоров, за недельную поездку по стране каждый иностранный турист тратит не менее €1200. В связи с этим профессионалы турбизнеса в последние годы предлагают введение облегченной визовой программы. Есть предложения ввести свободный въезд для круизных туристов до двух недель. Такое решение поддерживает и администрация Санкт-Петербурга. Так, по предложению губернатора Георгия Полтавченко предлагается «разрешить иностранным гражданам посещать Северную столицу по электронной визе. Зарубежный опыт показывает, что страны, которые облегчали визовый режим, получали рост турпотока не менее чем на 30%. В Австралии в 2015 г. бумажные визы заменили на электронные, и это привело к увеличению въездного потока в Австралию на 25% уже в первые шесть месяцев»[4]. Совершенствование визового режима будет способствовать росту входящего турпотока.

В сфере морского круизного туризма в Петербурге ситуация складывается неплохо. 27 мая 2011 г. введен в эксплуатацию «Пассажирский порт Санкт-Петербург «Морской фасад», который стал активным участником мирового круизного рынка и принимает участие в ежегодных выставках и заседаниях ассоциаций, членом которых он является. Круизный туризм – самый дорогостоящий сегмент массового морского туризма, но он пользуется популярностью. Круизное судно – это фактически гостиница, которая предоставляет возможность путешествия с обзором сразу нескольких городов и целым спектром развлечений на борту. Однако есть проблемы развития припортовой транспортной инфраструктуры в рамках взаимодействия с участком западного скоростного диаметра (ЗСД) для скорейшей доставки туристов в исторический центр города.

На данном этапе необходимо обратить внимание на проблемы речной инфраструктуры. В частности, в Санкт-Петербурге сегодня нет удобного речного вокзала. Компания ОАО «Пассажирский порт» принимает суда на причалах в Уткиной заводи (Октябрьская наб., 31). Старый речной вокзал на пр. Обуховской обороны был снесен. Старое здание речного вокзала было признано устаревшим и не соответствующим современным требованиям. Однако вокзал был удобен, потому что включал в себя комплекс зданий: причал, терминал для обслуживания пассажиров, гостиницу «Речная» и главное был удобно расположен для пассажиров.

Для развития речного туризма за счет въездного турпотока необходимо решить проблему продвижения и обеспечения рекламной поддержки существующих российских круизных маршрутов.

Существуют серьезные проблемы модернизации гидротехнических сооружений речной инфраструктуры, а также проблема устаревания самого речного флота и проблемы, связанные с обмелением рек. Круизные речные суда отправляются из Санкт-Петербурга в центральную часть России, их маршрут носит межрегиональный характер. Значит, решение проблем требует участия государства и администраций субъектов федерации.

Рассмотрим вопросы, связанные с водно-прогулочным туризмом в Санкт-Петербурге. Развитие водного пассажирского транспорта внутри города идет интенсивно, специалисты прогнозируют увеличение количества судов в ближайшие 10 лет в 2 раза, однако этому может помешать нехватка водного пространства: «Водными объектами, используемыми для плавания на маломерных судах в Санкт-Петербурге, являются, не входящие во внутренние водные пути Российской Федерации, реки и каналы Санкт-Петербурга, а именно: р. Фонтанка ‑ от верхней кромки Прачечного моста до р. Невы; р. Мойка ‑ от верхней кромки 1-го Инженерного моста до р. Невы; канал Грибоедова ‑ от верхней кромки Театрального моста до нижней кромки Мало-Калинкина моста; Крюков канал ‑ от верхней кромки моста Матвеева до нижней кромки Смежного моста; Зимняя канавка ‑ от верхней кромки Эрмитажного моста до нижней кромки 2-го Зимнего моста; р. Пряжка ‑ от верхней кромки Матисова моста до р. Невы; Кронверкский пролив до р. Невы; Ново-Адмиралтейский канал ‑ от р. Мойки до р. Невы; р. Ждановка; р. Смоленка; Черная речка ‑ от р. Б. Невки до Коломяжского моста»[5].

Необходим поиск новых маршрутов, возрождение старых, по различным причинам неэксплуатируемых внутренних водных путей и оптимизация водного пространства города в целом. Реки и каналы в историческом центре, в последнее время активно расчищаются, но очевидно недостаточно. В первую очередь обращают на себя внимание по различным причинам не эксплуатируемые такие водные артерии города, как река Пряжка, Карповка и Обводный канал. При сравнительно небольших затратах бюджета по их расчистке появятся совершенно новые маршруты туристских судов для осмотров памятников как классической, так и заводской архитектуры. В свое время были затрачены колоссальные усилия по прокладке и углублению каналов и облицовке в гранит набережных, поэтому при современных технических возможностях это не столь сложный процесс. Очевидно, что при активной динамике роста флота, при достаточном платежеспособном спросе на оказываемые услуги невозможно будет в полной мере эксплуатировать водные пути в тех рамках, в которые они заключены сейчас.

К сожалению, немало проблем связано с маломерными судами, особенно когда речь заходит о парусных судах.

Проблемы яхтенного туризма

Одним из приоритетных направлений развития туристской отрасли в Санкт-Петербурге признан яхтенный туризм.

Санкт-Петербург задумывался Петром I как морская столица, и первый яхт-клуб возник здесь в 1718 г. В советские годы в городе было 33 яхтенных клуба, в настоящее время их осталось только три. Однако парусный спорт в городе начинает возрождаться. В сезон навигации около 200 тысяч человек на маломерных судах отдыхают и занимаются туризмом. Их количество могло бы быть значительно больше, но из-за целого ряда проблем город теряет не только долю привлекательности, но и значительную возможную прибыль.

Важным моментом в развитии яхтенного туризма в Петербурге стало открытие в 2013 г. пункта пропуска для маломерных судов и яхт «Форт Константин». Новый пункт пропуска заменил неудобный причал морского вокзала, где раньше проходили контроль иностранные яхтенные туристы.

Однако, по мнению, профессионалов туристской сферы в России и Санкт-Петербурге в частности, для развития яхтинга существует ряд барьеров:

— инфраструктурные: отсутствие яхтенной инфраструктуры, неудовлетворительное состояние фарватера, отсутствие должного навигационного и гидрографического обеспечения;

— законодательные: визовые ограничения, плохое регулирование туристской деятельности на региональном и муниципальном уровнях, низкий уровень безопасности;

— экономические: низкий средний уровень жизни, который не всем позволяет содержать яхту, отсутствие эффективной маркетинговой политики по продвижению города на международном рынке, несоответствие цен качеству услуг. Высокая цена яхтенного отдыха в России объясняется завышенной ценовой политикой яхт-клубов на базирование и техническое обслуживание яхт;

— сезонность: из-за климатических особенностей, продолжительность яхтенного сезона составляет всего десять недель. Поэтому маломерные суда не могут круглый год оставаться на воде и вынуждены зимовать на суше, в то время как получить текущее техническое обслуживание практически негде. Специализированных яхтенных стоянок (марин), где можно без проблем заправить яхту и получить соответствующее береговое обслуживание, крайне мало;

— аренда маломерных судов без экипажа не практикуется по причине отсутствия специальной подготовки потребителя [1, с. 58–60].

Санкт-Петербург с выгодой для себя мог бы развивать аренду в сфере яхтинга.

Проблемы развития яхтенного туризма в Санкт-Петербурге невозможно рассматривать в отрыве от развития водного туризма в Ленинградской области. Среди факторов, сдерживающих развитие водного туризма в Ленинградской области, ряд специалистов отмечают: отсутствие современной причальной (портовой) инфраструктуры для приема и обслуживания судов круизного и прогулочно-экскурсионного флота, туристских, прогулочных и спортивных яхт и катеров; плохое навигационное обеспечение (обеспечение безопасности, информационное обеспечение, навигационная обстановка, наличие карт, лоций, пропускные возможности шлюзовой системы и т.д.). Отсутствие системы сопровождения необходимого уровня (аренды яхт, чартерного флота, специально подготовленных гидов для работы на круизных судах, специально разработанного экскурсионного наземного обслуживания для круизных судов, приемных зон).

Причинами такого состояния являются недостаточно четкое правовое положение данного вида туризма, слабая законодательная база, инфраструктура; плохо адаптированные к потребителям «с воды» туристские продукты; отсутствие активного имиджевого позиционирования отдельных районов Ленинградской области как территории водного отдыха и туризма.

Таким образом, необходимо скоординировать приоритеты в сфере туризма на нормативном уровне. Развитие водного туризма и «единого водного туристского пространства», как выше было отмечено, невозможно решать без межрегионального подхода.

Для привлечения иностранных яхтсменов в российские внутренние воды был разработан ряд международных проектов, таких как трансграничные яхтенные маршруты, например, проект «Из Саймы в Онегу». В рамках данной инициативы (программа TACIS) – «правительственные органы и государственные агентства финских регионов Южная Карелия, Южное Саво, Санкт-Петербурга и Ленинградской области реализовали ряд мер по созданию и развитию единого туристского продукта в сфере водного туризма»[6]. Проект был реализован 26 марта 2008 г. Цель проекта ‑ способствование экономическому развитию регионов-соседей (Юго-Восточная Финляндия, Петербург, Ленинградская область), повышение информированности о туристских возможностях регионов, создание механизма сотрудничества в сфере водного туризма регионов. В Северо-Западном региональном отделении Российского союза туриндустрии рассматривается возможность продолжения проекта «Из Саймы в Онегу» в рамках программы приграничного сотрудничества.

Среди основных проблем эксперты выделяют необходимость, во-первых, предоставлять информацию о России: как технически организовать путешествие, что можно увидеть на маршруте, что посетить, где остановиться, какие службы оказывают поддержку, обеспечивают безопасность, какие есть на маршруте яхтенные стоянки, клубы и т.д. Выпустить специальный англо-русский разговорник для поддержки иностранных яхтсменов при их общении с диспетчерами шлюзов на внутренних водах (по аналогии с разговорником для российских судоводителей за рубежом). Необходимость продвижения продукта. Это может быть участие в выставках, формирование предложений по услугам, ориентированным на яхтенных туристов. По существу, это разновидность деятельности по продвижению. В-третьих, необходимо создавать и совершенствовать инфраструктуру. Строить яхтенные топливные заправки, причальные стенки, специально рассчитанные на маломерные суда, яхтенные стоянки с возможностью подключения к энергопитанию, воде. Обеспечивать ремонтной базой и многим другим[7].

Таким образом, нами выявлен основной спектр проблем в развитии водного туризма в Санкт-Петербурге, на основе которых авторы смогли разработать рекомендации по их решению.

Рекомендации по развитию водного туризма в Санкт-Петербурге (на примере речного туризма)

Уникальность Санкт-Петербурга как туристской дестинации заключается в том, что город имеет огромный потенциал для развития одновременно нескольких видов водного туризма. Среди приоритетов правительства Санкт-Петербурга и Комитета по туризму: развитие яхтинга, круизного туризма (морского, речного) и внутригородского экскурсионно-прогулочного.

В последние годы в Санкт-Петербурге было сделано много для развития морского круизного туризма, были сделаны определенные шаги для развития яхтинга. Следующее направление, на которое следует обратить внимание ‑ это речные круизы.

Если проанализировать информацию по городам отправления в речные круизы, то видно, что Санкт-Петербург – один из лидеров на рынке речных круизов наравне с Нижним Новгородом и Москвой. Это позволяет поставить вопрос, возможно ли увеличить судозаходы и как сделать круизы из Санкт-Петербурга еще более привлекательными для потребителей? И как возможно использовать речные круизы для привлечения туристов в наш город, «задержать» туристов в городе либо до начала круиза, либо после. Решение поставленных задач предполагает, что развитие водного туризма в Санкт-Петербурге требует комплексного подхода как на федеральном, так и на местном уровне. Превращение Санкт-Петербурга в центр речного туризма России невозможен без решения ряда инфраструктурных проблем.

Необходим новый речной вокзал, так как начало круиза начинается в «чистом поле», да и самим туроператорам удобнее иметь офис на вокзале – отправной точке круиза. Небольшой комплекс есть в Уткиной заводи, но добираться туда не очень удобно и получается, что альтернативы по близости к метро существующей причальной стенке на пр. Обуховской обороны нет.

Важной проблемой является старение отечественного речного флота. Многие суда прошли реновацию, но в основе своей остались старыми 40-50-летними судами. Срок окупаемости нового теплохода – свыше 15 лет и без помощи государства сложно обойтись. Важным событием 2016 г. стало то, что на заседании Госсовета в августе 2016 г. Президент РФ В.В. Путин дал старт строительству первого за 60 лет круизного корабля класса «река – море», а также сделал акцент на развитии речных путей в России. Государство предлагает новые меры поддержки обновления пассажирского флота в России, что приведет к формированию стратегии, в том числе относительно строительства речного круизного флота.

Для водного туризма характерна ярко выраженная сезонность и необходимость в оставшиеся месяцы заработать на весь год, что вынуждает судовладельцев держать высокие цены на круизы. Проблема сезонности бизнеса проявляется и в необходимости затрат на зимнее хранение судов. Нам необходимо приобрести речные круизные суда «ледового класса» (например, они есть в Скандинавии), которые могут ходить по рекам и озерам вплоть до наступления зимы. Использование судов такого класса могло бы увеличить эксплуатацию круизных теплоходов на водных путях России.

Еще один важный аспект – это необходимость решения проблем обмеления рек. Например, в навигацию 2014 г. компания «Курс-тревел» должна была работать с теплоходами Камского речного пароходства «Дмитрий Фурманов» и «Владимир Маяковский», но из-за проблем с водой на Волге суда не смогли прибыть в Санкт-Петербург»[6][8].

Проблемы в области маркетинга требуют меньше затрат и могут быть вписаны уже в существующие маркетинговые проекты Комитета по туризму Санкт-Петербурга и Ростуризма.

В первую очередь это участие в международных туристских выставках (WTM, ITB) и в рамках офисов Visit Russia и Visit Saint-Petersburg. К тому же, по информации председателя Комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга Андрея Мушкарева, планируется открыть порядка 10 таких центров за рубежом[9]. Проблемы маркетинга связаны с информированностью туристов, в основном иностранных. Речные маршруты Санкт-Петербург ‑ Москва заявлены на сайте туристских компаний в различных странах мира, но количество туристов в целом увеличивается крайне медленно.

Для увеличения туристского потока необходимы визовые преференции, например, групповым туристам, которые прилетают в Санкт-Петербург для отправки в речной круиз. Тема упрощения визового режима периодически поднимается в регионах России, связанных с речным круизным туризмом. Действительно, оптимальным решением может стать решение вопроса для въезжающих туристских групп, например, введение безвизового режима для туристских групп, прибывающих в Россию для участия в речном круизе через определённые аэропорты городов ‑ речных круизных центров, или упрощение визовых формальностей по аналогии с китайскими группами, как вариант выдачи виз в аэропорту на основании ваучера принимающего российского туроператора. Однако, в отличие от морских круизов и паромов, в случае речных круизов срок действия льготного пребывания должен быть не менее 15 дней.

Такие визовые послабления смогли бы привлечь туристов прибывать через аэропорт Санкт-Петербурга. Тем более что Санкт-Петербург уже имеет опыт применения практики безвизового пребывания до 72 часов для пассажиров паромов и морских круизных лайнеров.

Для продвижения Санкт-Петербурга как «водной туристской дестинации» необходимо использовать информационные поводы и события, чтобы в идеальном варианте иностранные туристы начинали свое знакомство с Россией из Санкт-Петербурга. Хорошим началом является организация «Санкт-Петербургского речного Карнавала». Необходимо диверсифицировать существующий Петербургский туристский продукт через предложение новых возможностей. Санкт-Петербург слишком «застрял» в образе «имперского города», а речные круизы из Санкт-Петербурга в Москву за рубежом позиционируются либо под брендом «речного золотого кольца», либо как «Дорога царей».

В 2017 году, в 100-летие Русской революции, можно было использовать  прекрасную возможность возродить бренд «Санкт-Петербург ‑ город трех революций»: предложить революционную тематическую туристскую экскурсионную программу, комбинирующую 1-2 дневную программу пребывания в Санкт-Петербурге, насыщенную тематической (революционной) экскурсионной программой с тематическим речным круизным продуктом (Санкт-Петербург-Москва). Ростуризм рассчитывает на рост спроса на российские речные круизы со стороны азиатских рынков, в первую очередь китайского и вьетнамского. А для этих туристов наверняка будут привлекательны «красные революционные маршруты».

Необходимо задуматься над использованием туристско-экскурсионных наработок советского периода и их реновацией. В Санкт-Петербурге уже есть ряд турфирм, возрождающих тематические экскурсионные программы («Бюро Петроградъ», «Прогулки по Петербургу» и т.п.). Как продолжение программы пребывания в Санкт-Петербурге следует предлагать тематический речной круиз для китайских туристов из Санкт-Петербурга в Москву, подготовленный к 100-летию революции, а затем и осуществляемый на регулярной основе. С другой стороны, необходимо адаптировать круизный сервис, чтобы приблизить его к формату «china friendly» (блюда китайской кухни, частично надписи на китайском, несколько человек команды говорящих по-китайски, услуги гидов ‑ владеющих китайским и т.д.). Это должны быть непродолжительные и информационно насыщенные круизы, которые бы легко вписались в программу поездки по России. Кроме того, у китайских туристов высокие требования к комфорту и питанию на борту. Если круизные компании смогут сформировать турпродукт для китайских туристов, учитывая их предпочтения, то получат стабильную загрузку теплоходов и очевидную выгоду.

Еще одно направление – это спортивные события. Необходимо учесть, что в Китае 300 млн футбольных болельщиков, которым, возможно, было бы интересно посетить матчи, которые пройдут в рамках Чемпионата мира по футболу ‑ 2018 с 14 июня по 15 июля на 12 стадионах в 11 городах России (Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Нижнем Новгороде, Саранске, Калининграде, Волгограде, Екатеринбурге, Самаре, Сочи, Ростове-на-Дону). Возможный интерес смог бы вызвать у туристов речной круиз Санкт-Петербург – Москва – Нижний Новгород – Казань – Самара. При этом целевой группой могут быть не только китайские болельщики, но и европейские.

В перспективе при серьезной подготовке возможны следующие направления развития водного туризма из Санкт-Петербурга:

— «велосипедный круиз» ‑ речные круизы на теплоходах, совмещающие проживание в «плавучем отеле» с велосипедными маршрутами и экскурсиями в местах стоянок судов,

— круизы по Ладожским шхерам с предложением аренды байдарок и каяков,

— круизы, ориентированные на наличие среди туристов лиц с ограниченными возможностями, подготовив соответствующим образом главную палубу теплохода и предложив сервис с четом потребностей данной категории туристов,

— рассмотреть возможность сформировать круизы на будние дни, адаптированные для туристов третьего возраста (пенсионеров),

— необходимо использовать возможности Санкт-Петербурга и Ленинградской области, которые соединены разветвленной сетью судоходных рек, каналов, озерных систем, чей потенциал еще недостаточно востребован. Например, вернуться к обсуждению маршрута Санкт-Петербург – Великий Новгород по р. Волхов для российских туристов,

— рассмотреть возможность использования историко-культурных путей древности и вывод на туристский рынок речных турпродуктов под громкими брендами. Например, разработать цикл туристских тематических экскурсионных программ под общим брендом «реки России». Чтобы Санкт-Петербург по логике программы становился точкой начала круиза (например, «Петербург – город трех Революций», «Серебряный век Петербурга», «Город на пересечении морских и речных путей России» (как на гербе города), «Здесь начинаются речные дороги России» и т.п.).

Но, говоря о планах сегодняшнего дня, надо думать и о перспективах развития дня завтрашнего.

Санкт-Петербург является важным звеном Единой глубоководной системы Европейской части России, обеспечившим соединение водных путей выходящих к Балтийскому, Белому, Каспийскому, Чёрному и Азовскому морям. Это создаёт прекрасные предпосылки для развития идеи использования историко-культурного потенциала древних путей, связывавших страны и народы Древнего мира. Интерес к древним маршрутам Евразии таким, как «Великий шелковый путь», который ныне возрождается в виде туристского проекта, может стать хорошим примером для поиска новых возможностей.

Так в перспективе при реализации в России строительства судов типа «река-море», Санкт-Петербург смог бы развивать круизы типа «река-море», сначала по маршрутам St.Peter Line в Санкт-Петербург, далее речными теплоходами на короткие маршруты по Ладожскому озеру и Неве до 72 часов, в дальнейшем, возможно, присоединиться к проекту «Великий шелковый путь» с выходом речных круизов из Санкт-Петербурга на морские маршруты по Каспию, Азовское море и Черное море[10].

Традиционно для туристов интерес представляют круизы из Санкт-Петербурга по русскому Северу, например, на Кижи, Валаам, Соловки. Необходимо уже сегодня подумать о введении новых объектов для туристского показа, которые сегодня не используются в частности из-за проблем инфраструктурного характера (отсутствие дорог, причалов, стоянок). Речь идет о возможности ознакомления по пути с новыми объектами туристского интереса, например, показом Онежских Петроглифов, показом на стоянках наследия древних водно-волоковых путей ‑ как объектов культурного наследия Русского севера и предоставления возможностей посещением национальных природных парков.

Сейчас на приграничном пространстве России и Финляндии, где функционируют несколько национальных парков и другие природные охраняемые территории, разрабатывается проект реконструкции древних водно-волоковых путей, по которым в Средние века осуществлялись связи скандинавских и славянских этносов. Здесь формируется трансграничное туристско-рекреационное пространство в рамках международного проекта «Зеленый пояс Фенноскандии», который призван сохранить оставшиеся на приграничной территории старовозрастные леса, создать экологические коридоры для животных, выявить древние водно-волоковые пути и включить их в систему рекреационного природопользования и международного туризма» [2, с. 140–141]. Вдоль водно-волоковых путей до сих пор сохранились древние поселения и культовые объекты, представленные в виде мегалитов, пещер, древних наскальных изображений, объектов старинного деревянного и каменного зодчества (часовен, церквей, погостов и монастырских ансамблей, поморских деревень), которые представляют большой интерес для организации рекреации и туризма, и формирования нового туристского региона на севере Европейской территории РФ [2, с. 146].

Таким образом, проблемы развития Санкт-Петербурга как «водной туристской дестинации» носят комплексный характер. Развитие речного круизного туризма невозможно без программного межрегионального подхода по развитию речного туризма, без совместных усилий Министерства культуры, Правительства Санкт-Петербурга, Правительства Ленинградской области и администраций субъектов федерации, связанных с речным круизным туризмом и Министерства транспорта.

Водный туризм является перспективным и важным направлением в Санкт-Петербурге. Речной круизный туризм должен быть в наибольшем приоритете у правительства Санкт-Петербурга как вид туризма, который может обеспечить городу рост туристского въездного и внутреннего потока.


Список литературы: 

  1. Трофимов В.В., Трофимова Е.В., Калашникова Ю.В. Информационно-аналитическое исследование яхтенного туризма Санкт-Петербурга // Международный научно-исследовательский журнал. Экономические науки. 2016. № 7 (49). ч. 1. С. 58–60.
  2. Григорьев А.А., Севастьянов Д.В., Шастина Г.Н. Великий водно-волоковый путь в Югру и за Уральский Камень// Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 7. Геология. География scholar. Вып. 3. 2016. С. 138—149.
  3. Год назад мы о таком не могли и мечтать // Водный транспорт. 2016. № 3 (12960). С. 8.
  4. Докукина Е.В., Мухоморова И.В Перспективы круизного туризма в России // Вопросы региональной экономики. 2016. № 4 (29). С. 1—7.
  5. Гаджиева Е.А., Сергеев А.А., Харлампиева А.С., Харчистова Е.Л., Шаброва Е.С. О стратегии развития туризма в Российской федерации до 2020 г. // Актуальные проблемы гуманитарных и социальных наук. Сборник трудов участников международной научно-практической конференции. Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина. СПб., 2014. С. 50–53.
  6. Егоров Г.В. Анализ опыта европейских речных круизов и его влияние на проектирование отечественных пассажирских судов нового поколения // Морской вестник. 2012. № 3. С. 23–28.
  7. Лескова Г.А., Шкуропат С.Г. Предметно-тематический подход к созданию туристско-экскурсионной программы как основа кастомизации в культурном туризме//Вестник Национальной академии туризма. 2016. № 3. С. 19–24.
  8. Пайн Джозеф, Б., Экономика впечатлений. Работа – это театр, а каждый бизнес – сцена / Б. Пайн Джозеф. Дж. Гилмор. М: Вильямс, 2015. 304 c
  9. Шкуропат С.Г. Впечатления как глубинная сущность современного туризма// Материалы Международной научно-практической конференции Дни философии в Санкт-Петербурге. Феномен туризма в культуре XXI века. 21–22 ноября 2014 г. СПб.: СПбГУКИТ, 2014. С. 104—108.
  10. Безрукова Н. Центры развития речных круизов как основа межрегионального развития туризма ресурсы //Информация. Снабжение. Конкуренция. 2014. № 4. С. 200.
  11. Войт М.Н. Рынок речных круизов в России: проблемы и пути их решения//Сервис Plus. 2013. №4. С. 6.
  12. Анисимов К.О., Егоров Г.В., Ефремов Н.А. Строительство новых судов с использованием элементов судов-доноров – реальный путь сохранения российских речных круизов//Речной транспорт (XXI век). 2012. № 4 (58). С. 51—62.
  13. Звездное небо круизов//Водный транспорт. — №3.-15. Марта.- —  с.1
  14. Безрукова Н.Л. Методологические основы развития речного круизного рынка в России: монография. М.: Машбюро. 2014. С. 163 .
  15. Безрукова Н.Л. Системный подход к оценке качества речного круизного продукта// Сервис в России и за рубежом. Т. 10. 2016. № 3 (64). С. 187.
  16. Черникова Л.И., Заернюк В.М. Стимулирование притока инвестиций для модернизации России // Сервис plus. 2011. № 3. С. 87–92.
  17. Пучкин А.М. Стратегические подходы к развитию инфраструктуры водного туризма // Сервис в России и за рубежом. Т. 8. 2014. № 6 (53). https://cyberleninka.ru/article/v/strategicheskie-podhody-k-razvitiyu-infrastruktury-vodnogo-turizma (дата обращения: 27.04.2018).
  18. Селиванов В.В., Лукьянова Е.Ю. Яхтенный туризм и особенности экскурсионного сервиса: монография. Симферополь: ИТ «АРИАЛ», 2016. 168 с. 

References:

  1. Trofimov V.V., Trofimova E.V., Kalashnikova Yu.V., Information and analytical study of the yacht tourism in St. Petersburg. Mezhdunarodny`j nauchno-issledovatel`skij zhurnal. E`konomicheskie nauki, 7 (49), part 1, 2016, pp. 58–60. (In Russ.)
  2. Grigor`ev A.A., Sevast`yanov D.V., Shastina G.N., Great water-portage path in Yugra and the Ural stone. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Seriya 7. Geologiya. Geografiya scholar, no. 3, 2016, pp. 138—149. (In Russ.)
  3. A year ago, we could not even dream of this. Vodny`j transport, 3 (12960), 2016, p. 8. (In Russ.)
  4. Dokukina E.V., Muxomorova I.V., Prospects of cruise tourism in Russia. Regional economic issues, no. 4 (29), 2016, pp. 1—7. (In Russ.)
  5. Gadzhieva E.A., Sergeev A.A., Xarlampieva A.S., Xarchistova E.L., Shabrova E.S., Strategy of tourism development in the Russian Federation till 2020. Actual problems of Humanities and social Sciences. Proceedings of the international scientific and practical conference. Petersburg: Pushkin Leningrad State University, 2014, pp. 50–53. (In Russ.)
  6. Egorov G.V., Analysis of the experience of European river cruises and its impact on the design of domestic passenger ships of new generation. Morskoj vestnik, no. 3, 2012, pp. 23–28. (In Russ.)
  7. Leskova G.A., Shkuropat S.G., Subject-thematic approach to the creation of a tourist and sightseeing program as a basis for customization in the cultural tourism. Vestnik Nacional`noj akademii turizma, no. 3, 2016, pp. 19–24. (In Russ.)
  8. Pine Joseph B., Gilmore James H., The Experience Economy: Work is Theatre & Every Business a Stage. Moscow: Vil`yams, 2015, 304 (In Russ.)
  9. Shkuropat S.G., Impressions as a deep essence of modern tourism. Materials Of the international scientific and practical conference «Philosophy days» in St. Petersburg. The phenomenon of tourism in the culture of the XXI century. 21-22 November St. Petersburg: St. Petersburg State University of culture and tourism, 2014, pp. 104—108. (In Russ.)
  10. Bezrukova N., The Centers of Development of River Cruises as a Basis for Interregional Tourism Extension. Snabzhenie. Konkurenciya, no. 4, 2014, pp. 200. (In Russ.)
  11. Vojt M.N., River cruises market in russia: problems and solutions. Servis Plus, no. 4, 2013, p. 6. (In Russ.)
  12. Anisimov K.O., Egorov G.V., Efremov N.A., Construction of new vessels using elements of donor vessels is a real way to preserve Russian river cruises. Rechnoj transport (XXI vek), no. 4 (58), 2012, pp. 51—62. (In Russ.)
  13. Starry sky of cruises. Vodny`j transport,3, 2017, p.1. (In Russ.)
  14. Bezrukova N.L., Methodological bases of development of river cruise market in Russia: monograph. Moscow: Mashbyuro, 2014, p. 163. (In )
  15. Bezrukova N.L., Systematic approach to the quality assessment of river cruise product. Servis v Rossii i za rubezhom, vol. 10, no. 3 (64), 2016, p. 187. (In Russ.)
  16. Chernikova L.I., Zaernyuk V.M., Stimulation of investment inflow for the modernization of Russia. Servis Plus, no. 3, 2011, pp. 87–92. (In Russ.)
  17. Puchkin A.M., The water tourism infrastructure strategic development methods. Servis v Rossii i za rubezhom, vol. 8, no. 6 (53), 2014. (In Russ.) Available at: https://cyberleninka.ru/article/v/strategicheskie-podhody-k-razvitiyu-infrastruktury-vodnogo-turizma  (Accessed on April 27, 2018).
  18. Selivanov V.V., Luk`yanova E.Yu., Yacht tourism and features of excursion service: monograph. Simferopol: IT «ARIAL», 2016, 168 p. (In Russ.)

[1] Карта Санкт-Петербурга http://old.spbmap.ru/ (дата обращения 25.11.2017)

[2] Санкт-Петербургская Морская Ассамблея 2017. Официальный городской туристический портал Санкт-Петербурга: http://www.visit-petersburg.ru/ru/event/2973/ (дата обращения 25.11.2017)

[3] https://nevnov.ru/489241-razvitie-vodnogo-turizma-v-sankt-peterburge-chem-gorditsya-i-za-chto-perezhivat

[4] Мушкарев об электронной визе: Этот процесс уже не остановить. Сайт интернет-газеты Фонтанка http://www.fontanka.ru (дата обращения 25.11.2017)

[5]Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга. Правила пользования водными объектами для плавания на маломерных судах в Санкт-Петербурге. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 18 сентября 2007 г. N 1165. http://ppt.ru/newstext.phtml?id=22493 (дата обращения 25.04.2017)

[6] «Из Саймы в Онегу»: как проект становится реальностью. 31.10.2012.Пресс-служба Российского Союза Туристской Индустрии — Северо-Западное региональное отделение. Источник: http://pitert.ru/link/press-sluzhba-szro-rst(дата обращения 25.04.2017)

[7] Нежинская А. Иностранцы на яхтах приходят в Россию. Фонтанка.FI. Петербургский портал о Финляндии (дата обращения 26.04.2017)

[8] Компания «Курс-Тревел» .Круизное информационное агентство. http://www.cruiseinform.ru (дата обращения: 31.03.2017);

[9] Первый в Европе офис Visit Petersburg открывается в Париже. Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга. http://gov.spb.ru/gov/otrasl/c_tourism/news/106259/ (дата обращения 10.12.2017)

[10] Морские круизы по Каспию из Астрахани могут открыться в 2017 г. http://astrahan.bezformata.ru(дата обращения: 18.04.2017)