ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД К СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯМИ ИНДУСТРИИ ГОСТЕПРИИМСТВА РОССИИ И РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

УДК 640.41
DOI: 10.24411/2413-693X-2018-12005

Процессный подход к совершенствованию механизма управления предприятиями индустрии гостеприимства России и Республики Крым

Оборин Матвей Сергеевич, доктор экономических наук, профессор, recreachin@rambler.ru

Пермский институт (филиал) ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова», г. Пермь, Россия;
ФГБОУ ВО «Пермский государственный национальный исследовательский университет», г. Пермь, Россия;
ФГБОУ ВО «Пермский государственный аграрно-технологический университет им. ак. Д.Н. Прянишникова», г. Пермь, Россия;
ФГБОУ ВО «Сочинский государственный университет», г. Сочи, Россия

Шостак Марина Анатольевна, shostakma@inbox.ru

Гуманитарно-педагогическая академия (филиала) Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского, г. Симферополь, Россия;
ФГБОУ ВО «Сочинский государственный университет», г. Сочи, Россия


Аннотация. Статья посвящена исследованию тенденций и направлений развития гостиничной индустрии России и Республики Крым. Предметом статьи является организационно-экономический механизм управления предприятиями сферы гостеприимства. Обоснована стратегическая направленность отрасли как необходимое условие успешной интеграции в экономическую систему страны. Цель исследования состоит в формировании процессной модели механизма управления, которая в наибольшей степени соответствует поставленным задачам развития гостиничной индустрии республики. Гипотеза исследования: существует плотная зависимость между финансово-экономическими результатами деятельности профильных предприятий отрасли и действующим организационно-экономическим механизмом. Основные методы исследования: формально-логический, моделирование бизнес-процессов, процессный, системный и ситуационный подходы. Результаты работы заключаются в изучении основных факторов развития отрасли и профильных предприятий, выявлении особенности рынка гостиничных услуг, его привлекательности для отечественных и зарубежных инвесторов. Охарактеризовано влияние новых и развитых видов туризма, событийного календаря в повышении эффективности деятельности гостиничной индустрии. Рассмотрены и проанализированы статистические и прогнозные данные по основным финансово-экономическим показателям отрасли. Полученные результаты могут быть положены в основу разработки стратегии развития гостиничных предприятий Республики Крым, планирования темпов роста и обоснованного расчета количественного влияния факторов риска. Выявлены перспективные направления, обеспечивающие устойчивый рост профильных предприятий, проблемы и ограничения, связанные с особым интеграционным периодом гостиничного комплекса Республики Крым в экономическую систему страны. Основные направления будущих исследований связаны с изучением комплекса мер, способствующих снижению негативного влияния на отрасль гостеприимства, внедрением измененного организационно-экономического механизма управления на основе процессного подхода, который предполагает отслеживание качественных изменений. Ограничения связаны с особенностями оценки уровня трансформации технологий, процессов и ресурсов на каждом иерархическом уровне, поскольку могут быть существенные отличия на микроуровне.

Ключевые слова: гостиничная индустрия, показатели отрасли, туризм, факторы развития, событийный календарь, внутренний рынок, международные бренды организационно-экономический механизм, процессный подход

Для цитирования: Оборин М.С., Шостак М.А. Процессный подход к совершенствованию механизма управления предприятиями индустрии гостеприимства России и Республики Крым // Сервис Plus. Т. 12. 2018. № 2. С. 41-56. DOI 10.24411/2413-693X-2018-10205

Статья поступила в редакцию: 24.03.2018

Статья принята к публикации: 24.04.2018


Process approach to improving the management mechanism of hospitality in Russia and the Republic of Crimea

Matvei S. Oborin, Dr. Sci. (Economics), Prof., recreachin@rambler.ru

Perm Institute (branch), Plekhanov Russian University of Economics, Perm, Russian Federation;
Perm State National Research University, Perm, Russian Federation;
Perm State Agro-Technological University named after Academician D.N. Pryanishnikov, Perm, Russian Federation;
Sochi State University, Sochi, Russian Federation

Marina A. Shostak, shostakma@inbox.ru

Humanities and Education Science Academy (branch) of V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol, Russia
Sochi State University, Sochi, Russian Federation


Abstract:  The article is devoted to the study of trends and directions of hospitality development in Russia and the Republic of Crimea. The subject of the article is the organizational and economic mechanism of managing hospitality enterprises. The strategic direction of the industry as a necessary condition for successful integration into the economic system of the country is substantiated. The aim of the study is to form a process model of the mechanism of management, which corresponds most of all to the objectives of the hospitality development of the Republic. Hypothesis says that there is a strong relationship between the financial and economic results of the core enterprises of the industry and the current organizational and economic mechanism. Main research methods include formal-logical method, business process modeling, system and situational approaches. The results of the work include studying the main factors of developing the industry and specialized enterprises, identifying the features of the market of hotel services, its attractiveness for domestic and foreign investors. The influence of new and developed types of tourism, event calendar in improving the efficiency of the hotel industry is characterized. Statistical and forecast data on the main financial and economic indicators of the industry are considered and analyzed. The obtained results can be used as a basis for the strategy of developing hotel enterprises of the Republic of Crimea, growth rate planning and reasonable calculation of the quantitative impact of risk factors. There are revealed the perspective directions providing steady growth of the profile enterprises, the problems and restrictions connected with the special integration period of the hotel complex of the Republic of Crimea in the economic system of the country. The main directions of future research are related to studying the set of measures to reduce the negative impact on the hospitality implementing modified organizational and economic mechanism of management based on the process approach, which involves tracking the qualitative changes. Limits are caused with the peculiarities of assessing the level of transforming technologies, processes and resources at each hierarchical level, as they may be significantly different at the micro level.

Keywords: hotel industry, industry indicators, tourism, development factors, event calendar, domestic market, international brands, organizational and economic mechanism, process approach

For citation: Oborin M.S., Shostak M.A., Process approach to improving the management mechanism of hospitality in Russia and the Republic of Crimea. Servis plus, vol. 12, no. 2, 2018, pp. 41-56. (In Russ.) DOI 10.24411/2413-693X-2018-10205

Received on 2018/03/23

Approval to print on 2018/04/23


Список литературы 

  1. Артюхова И.В., Хуторская В.А. Управление факторами сезонности в гостиничном бизнесе// Инновационная наука. 2016. № 4. С. 25–26.
  2. Баласанян С.А., Меняйлов А.А. Характеристика современной гостиничной индустрии в России// Инновационная наука. 2017. № 3. С. 127–129
  3. Белоусова И. С. Гостиничная индустрия как комплексная составляющая индустрии туризма и гостеприимства // Молодой ученый. 2015. №11. С. 1183–1185.
  4. Блиева А. А. Современные методы управления доходами предприятий индустрии гостеприимства // Молодой ученый. 2017. № 22. С. 242–245.
  5. Бурцева Т.А., Лысова Е.А. Особенности управления предприятиями сферы услуг// Вестник НГИЭИ. 2016. № 9(64). С. 46–53.
  6. Горяева Е.Д. Стратегическое управление как основа развития предприятий индустрии гостеприимства и туризма на современном этапе// Проблемы современной экономики. № 3(55). С. 336–339.
  7. Лайко М.Ю., Попов Л.А., Скобкин С.С., Козлов Д.А. Развитие туристических ресурсов Крыма в составе Российской Федерации// Вестник РЭУ им. Г.В. Плеханова. 2015. № 4 (82). С. 74–83.
  8. Левченко Т.П., Корягина Е.В., Левченко К.К. система сбалансированных показателей как важнейший инструмент повышения эффективности управления предприятиями туристского бизнеса// Сервис в России и за рубежом. 2016. т. 10. № 9 (70). С. 58–64.
  9. Николенко П.Г., Салганов А.А. Основные аспекты управления качеством в сфере гостеприимства// Экономические науки. № 62(1). С. 59–68.
  10. Новикова И.Н. Методы управления рисками в туристическом бизнесе// Экономические науки. 2017. № 58 (2). С. 36–42.
  11. Оборин М.С., Кожушкина И.В., Гварлиани Т.Е. Методические подходы изучения экономической стабильности санаторно-курортного комплекса // Сервис в России и за рубежом. Т. 10. Вып. 08 (69).  С. 143–158.
  12. Оборин М.С., Гварлиани Т.Е., Кожушкина И.В. Механизм государственного управления санаторно-курортным комплексом региона // Вестник Национальной академии туризма. 2016. № 4(40). С. 70–77.
  13. Холмурзаева З.Ф., Ганиева А.К. Стратегическое планирование деятельности предприятий индустрии гостеприимства// Культура народов Причерноморья. 2011. № 201. С.178–180.
  14. Barton, L. 2008. Crisis leadership now: a real wolrd guide to preparing for threats, disaster, sabotage, and scandal. McGraw-Hill. New York.
  15. Cushnahan, G. 2003. Crisis Management in Small-Scale Tourism. In Hall, C.M. et al. 2003. Safety and Security in Tourism: Relationships, Management, and Marketing, pp. 323-338. The Haworth Hospitality Press. Binghamton.
  16. Evans, N. and Elphick, S. 2005. Models of Crisis Management: an Evaluation of their Value for Strategic Planning in the International Travel Industry. International Journal of Tourism Research. 7, pp. 135–150.
  17. Malhotra, R. & Venkatesh, U. 2009. Pre-crisis period planning: lessons for hospitality and tourism. Worldwide Hospitality and Tourism Themes. 1, 1, pp. 66–74.
  18. Massingham, P. 2009. Knowledge risk management: a framework. Journal of Knowledge Management. 14, 3, pp. 464-485.
  19. Ribarić, R. 2010. Implementation of new risk management opportunities in crisis management. Tourism and Hospitality Management 2010, Conference proceedings. pp. 570 – 576.
  20. Ritchie, B.-W. 2004. Chaos, crisis and disasters: a strategic approach to crisis management in the tourism industry. Tourism Management. 25, pp. 669–683.

References:

  1. Artyuhova I.V., Hutorskaya V.A., Management of seasonal factors in the hospitality. Innovacionnaya nauka, no. 4, 2016, pp. 25-26. (In Russ.)
  2. Balasanyan S.A., Menyajlov A.A., Characteristics of the modern hospitality in Russia. Innovacionnaya nauka, no. 3, 2017, pp. 127–129. (In Russ.)
  3. Belousova I. S., The hotel industry as a complex component of tourism and hospitality. Molodoj uchenyj, no. 11, 2015, pp. 1183-1185. (In Russ.)
  4. Blieva A. A., Modern methods of income management of the hospitality. Molodoj uchenyj, no. 22, 2017, pp. 242-245. (In Russ.)
  5. Burceva T.A., Lysova E.A., Features of enterprise management in service sector. Vestnik NGIEHI, no. 9(64), 2016, pp. 46-53. (In Russ.)
  6. Goryaeva E.D., Enterprises in the industry of hospitality and tourism in the present-day context: strategic management as the foundation of their development. Problemy sovremennoj ehkonomiki, no. 3(55), 2015, pp. 336-339. (In Russ.)
  7. Lajko M.YU., Popov L.A., Skobkin S.S., Kozlov D.A., The development of tourist resources in Crimea as a part of the Russian Federation. Vestnik REHU im. G.V. Plekhanova, no. 4(82), 2015, pp. 74-83. (In Russ.)
  8. Levchenko T.P., Koryagina E.V., Levchenko K.K., Balanced scorecard as an important tool to increase efficiency of enterprise management of tourism business. Servis v Rossii i za rubezhom, vol. 10, no. 9 (70), 2016, pp. 58-64. (In Russ.)
  9. Nikolenko P.G., Salganov A.A., Key aspects of quality management in the hospitality. Ekonomicheskie nauki, no. 62(1), pp. 59-68. (In Russ.)
  10. Novikova I.N., Risk management methods in the tourism business. Ekonomicheskie nauki, no. 58 (2), 2017, pp. 36-42. (In Russ.)
  11. Oborin M.S., Kozhushkina I.V., Gvarliani T.E., Studying economic stability of sanatorium-and-health-resort complex: methodological approaches. Servis v Rossii i za rubezhom, vol. 10, no. 08 (69), 2016, pp. 143–158. (In Russ.)
  12. Oborin M.S., Gvarliani T.E., Kozhushkina I.V., Mechanism of state management of the health resort complex in the region. Vestnik Nacional’noj akademii turizma, no. 4(40), 2016, pp. 70-77. (In Russ.)
  13. Holmurzaeva Z.F., Ganieva A.K., Strategic planning of the hospitality enterprises’ activity. Kul’tura narodov Prichernomor’ya, no. 201, 2011, pp.178-180. (In Russ.)
  14. Barton L., Crisis leadership now: a real wolrd guide to preparing for threats, disaster, sabotage, and scandal. New York: McGraw-Hill, 2008.
  15. Hall C.M. et al., Safety and Security in Tourism: Relationships, Management, and Marketing. Binghamton: The Haworth Hospitality Press, 2003, pp. 323-338.
  16. Evans N., Elphick S., Models of Crisis Management: an Evaluation of their Value for Strategic Planning in the International Travel Industry. International Journal of Tourism Research, no. 7, 2005, pp. 135–150.
  17. Malhotra R., Venkatesh U., Pre-crisis period planning: lessons for hospitality and tourism. Worldwide Hospitality and Tourism Themes, vol. 1, no. 1, 2009, pp. 66–74.
  18. Massingham P., Knowledge risk management: a framework. Journal of Knowledge Management, vol.14, no. 3, 2009, pp. 464-485.
  19. Ribarić R., Implementation of new risk management opportunities in crisis management. Tourism and Hospitality Management: Conference proceedings, 2010. pp. 570 – 576.
  20. Ritchie B.-W., Chaos, crisis and disasters: a strategic approach to crisis management in the tourism industry. Tourism Management, no.25, 2004, pp. 669–683.