СПЕЦИФИКА ТРАНСГРАНИЧНЫХ ТУРИСТСКИХ КЛАСТЕРОВ В ПОСТКОНФЛИКТНОМ РЕГИОНЕ

УДК 338.48
DOI: 10.24411/2413-693X-2018-12009

Специфика трансграничных туристских кластеров в постконфликтном регионе

Хваджа Айхам Насер, кандидат экономических наук, доцент; e-mail: tourism@laposte.net

Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых (Российская Федерация);


Аннотация: Статья посвящена вопросам развития туризма в постконфликтном регионе как фактора укрепления мирных межнациональных отношений и региональной интеграции. На основании деклараций международных организаций в статье рассмотрено влияние конфликтов на туристическую отрасль в восточном регионе Средиземного моря. Выявлены основные преимущества и актуальность межрегионального и трансграничного туризма. Выделены уровни трансграничных партнерских отношений в туризме. Выявлена и обоснована необходимость применения кластерного подхода как метода стратегического планирования, формирования межрегиональных/трансграничных туркластеров с целью реимиджирования постконфликтного региона и повышения качества жизни населения. Стратегический взгляд, предложенный в статье, актуален также для Аравийского полуострова и Арабского Магриба, потому что анализирует возможности интеграции и объединения арабского региона в целом.

Ключевые слова: конфликт, туризм, восточный регион Средиземного Моря, развитие, трансграничные туркластеры, мир

Для цитирования: Хваджа А. Н. Специфика трансграничных туристических кластеров в постконфликтном регионе // Сервис plus. Т. 12. 2018. № 2. С. 95-102. DOI: 10.24411/2413-693X-2018-12009

Статья поступила в редакцию: 05.05.2018
Статья принята к публикации: 05.06.2018


Specificity of trans-border tourism clusters in a post-conflict region

Ayham N. Khwaja, Ph. D. Econ, Associate Prof., tourism@laposte.net

Vladimir State University named after Alexander and Nikolay Stoletovs, Vladimir, Russian Federation


Abstract:

The article is devoted to the problem of the tourism development in a post-conflict region as the factor of strengthening peaceful interethnic relations and regional integration. Based on the declarations of international organizations, this article examines the impact of conflicts on tourism in the Eastern Mediterranean. The main advantages and relevance of interregional and trans-border tourism have been revealed. The levels of trans-border partnerships in tourism have been singled out. The need to apply the cluster approach as a method of strategic planning, to form interregional/cross-border tourist groups with the aim of re-imaging the post-conflict region and to improve the quality of life of the population has been identified and justified. The strategic view, offered in the article, is topical for the Arabian Peninsula and the Arab Maghreb as well, as it analyzes possibilities of integration and unification of the whole Arab region.

Keywords: conflict, tourism, The Eastern Mediterranean, development, trans-border tourism clusters, peace

For citation: Khwaja A.N., Specificity of trans-border tourism clusters in a post-conflict region. Servis plus, vol. 12, no. 2, 2018, pp. 95-102.  (In Russ.) DOI: 10.24411/2413-693X-2018-12009

Received on 2018/05/05

Approval to print on 2018/06/05


Список источников 

  1. Тимози Д. Ж. Туризм и политические границы. Лондон: Рутледж, 2001. 240 с.
  2. Тимози Д. Ж, Гоиа, Ж & Берзэт. Туризм как катализатор изменения границ и территориального суверенитета на международной границе. Текущие проблемы туризма, 2014. 17. (1), стр. 21-27.
  3. Мирзаев Р. Региональный туризм: структура, принципы, вопросы развития. http://www.silkroad.travel/ru/regional-tourism (дата обращения: 17.08.2017).
  4. Тимози Д. Ж. Трансграничное партнерство в управлении турресурсами : международные парки вдоль границы между США и Канадой // Журнал устойчивого туризма. 1999. 7: 3—4, 182—205.
  5. Кружалин В.И. Научные основы формирования туристско-рекреационных кластеров на принципах государственно-частного партнерства // Устойчивое развитие туризма: стратегические инициативы и партнерство: Межд. науч.-практ. конф-я. Улан-Удэ, 2009. С. 308—316.
  6. Маржлан С.Ж. Каньелз и Хенни А. Ромин «Кластеры МСП, приобретение технологических возможностей и развитие: концепции, практика и уроки политики», документ для 5-й конф-и ЮНИП, Вена, Австрия, 2001. 21 p.
  7. Хамфри Дж. Возможности для МСП в развивающихся странах для модернизации в глобальной экономике. Опублик. в качестве рабочего документа СЕЕД, 2002. 25 p.
  8. Хальдер Г. Как глобализация влияет на местные системы производства и знаний? Инструмент хирургического кластера Туттлингена, Германия, АеНФ. Доклад  № 57, 2002. 55 p.
  9. Тихомирова Е.Б. Трансграничный бренд: опыт европейских стран и Украины // Международный электронный научный журнал Studia Humanitatis. № 3, 2015. ISSN 2308-8079. http://esnuir.eenu.edu.ua/bitstream/123456789/6849/3/tykhomyrova.pdf. (дата обращения: 29.01.2018).

References:

  1. Timothy D. J., Tourism and political boundaries. London: Routledge, 2001, 240 p.
  2. Timothy D. J., Guia J., Berthet N., Tourism as a catalyst for changing boundaries and territorial sovereignty at an international border. Current issues in tourism, no. 17 (1), 2014, pp. 21-27.
  3. Mirzaev R., Regional tourism: structure, principles, development issues. Zhurnal «Obshhestvennoe mnenie. Prava cheloveka», no. 1, 2009, pp.45 — 50. (In Russ.) Available at: http://www.silkroad.travel/ru/regional-tourism  (Accessed on August 17, 2017).
  4. Timothy D. J., Cross-border partnership in tourism resource management: International parks along the US-Canada border. Journal of sustainable tourism, no. 7:3–4, 1999, pp. 182–205.
  5. Kruzhalin V.I., Scientific foundations of the formation of tourist and recreational clusters on the principles of public-private partnership. Sustainable Tourism Development: Strategic Initiatives and Partnership: proceedings of international scientific and practical Conference. Ulan-Ude, 2009, pp. 308-316. (In Russ.)
  6. Marjolein C.J. Caniels, Henny A. Romijn, SME clusters, acquisition of technological capabilities and development: concepts, practice and policy lessons. Paper for the 5thEUNIP conference, Vienna, Austria, 2001, 21p.
  7. Humphrey J., Opportunities for SMEs in developing countries to upgrade in a global economy. SEED Working Paper, 2002, 25p.
  8. Halder G., How does globalisation affect local production and knowledge systems? The surgical instrument cluster of Tuttlingen, Germany. INEF, no. 57, 2002, 55p.
  9. Tikhomirova E.B. Transboundary brand: European and Ukrainian experiences. International electronic scientific journal Studia Humanitatis, no. 3, 2015. ISSN: 2308-8079. (In Russ.) Available at: http://esnuir.eenu.edu.ua/bitstream/123456789/6849/3/tykhomyrova.pdf (Accessed on January 29, 2018).