ИГРОВОЙ ПУТЕВОДИТЕЛЬ КАК НОВЫЙ ИНСТРУМЕНТ В МУЗЕЙНОЙ ПРАКТИКЕ (НА ПРИМЕРЕ Г. ПЕРМИ)

УДК 069.72
DOI: 10.24411/2413-693X-2018-10214

Игровой путеводитель как новый инструмент в музейной практике (на примере г. Перми)

Ветошкина Юлия Владимировна*, кандидат культурологии, доцент, kame-yuliya@ya.ru
Мохова Мохова Ксения Николаевна*, магистрант, xen.mohowa2012@yandex.ru

 *ФГБОУ ВО «Пермский государственный национальный исследовательский университет», г. Пермь, Российская Федерация


Аннотация: В современном мире концептуальным изменениям подвергаются музейные пространства. Выстраивается диалоговая система взаимоотношений с посетителями. Одним из инструментов, помогающих осуществлять новую музейную политику в отношении детей, стал игровой путеводитель. Игровой или интерактивный путеводитель – это бумажная брошюра с рисунками-комиксами, которые сопровождаются заданиями, посильными для определенного возраста ребенка. Предполагается, что через игровую деятельность дети включаются в процесс музейного обучения и в дальнейшем формируется стойкий зрительский интерес к подобным мероприятиям. Цель статьи – анализ дискурса, демонстрирующий то, как оценивают игровые путеводители и связанные с ними новые практики посетители музейных институций. Будет исследован опыт работы двух музеев города Перми – Пермского музея современного искусства «PERMM» и Пермской государственной художественной галереи. Эти культурные площадки первыми инициировали процесс использования игрового путеводителя в деятельности в рамках межмузейного пермского проекта «На старт. Внимание… В музей!» Методами исследования стали включенное наблюдение и интервьюирование посетителей музеев – детей и взрослых. Абсолютное большинство респондентов высоко оценивает образовательный эффект от путешествий по музеям при помощи игровых путеводителей. Основным недостатком в реализации оказывается отсутствие профессиональной поддержки или «скаффолдинга», который должен осуществлять музейный специалист. Если в будущем подобные мероприятия с использованием игровых путеводителей рассчитывают на то, чтобы перерастать в музейные проекты «культуры соучастия», то должна быть налажена система пролонгированной обратной связи с участниками.

Ключевые слова: музей, игровой путеводитель, интерактивность, культура соучастия

Для цитирования: Ветошкина Ю. В., Мохова К.Н. Игровой путеводитель как новый инструмент в музейной практике (на примере г. Перми) // Сервис plus. Т. 12. 2018. № 2. С. 128-137. DOI: 10.24411/2413-693X-2018-10214

Статья поступила в редакцию: 04.04.2018
Статья принята к публикации: 04.05.2018


Playing guidebook as a new tool in museum practice (by example of Perm)

Iuliia V. Vetoshkina*, Cand. Sci. (Culture), Associate Prof., kame-yuliya@ya.ru
Kseniia N. Mokhova*, xen.mohowa2012@yandex.ru

*Perm State University, Perm, Russian Federation


Abstract:  In the modern world, museum spaces are undergoing conceptual changes. An interactive system of relations with visitors is building. Playing guidebook became one of the tools, which help to made new museum policy in relations with children. Playing or interactive guidebook is a paper brochure with drawings-comics that are accompanied with tasks that are feasible for a child of a certain age. It is assumed that children are involved in museum education and in future it will help to form persistent visitor’s interest in similar events. The purpose of the article is an analysis of discourse that demonstrates how visitors of museum institutions evaluate game guides and related new practices. This article researches experiences of two Perm museums: Perm museum of contemporary art «PERMM» and Perm state art gallery. These cultural areas were the first initiated process of using playing guidebook in the framework of inter-museum Perm project «Ready, steady… Go to museum!» Methods of research included involved observation and interviewing museum visitors: children and adults. The absolute majority of respondents highly appreciate the educational effect of traveling through museums with the help of playing guidebooks. The main lack of implementation is the lack of professional support or «scaffolding», which should be carried by a museum specialist. If in the future such events using game guides count on developing museum projects of «participatory culture», the system of prolonged feedback with participants should be established.

Keywords: museum, playing guidebook, interactivity, participatory culture

For citation: Vetoshkina Iu. V., Mokhova K.N., Playing guidebook as a new tool in museum practice (by example of Perm). Servis plus, vol. 12, no. 2, 2018, pp. 128-137. (In Russ.)  DOI: 10.24411/2413-693X-2018-10214

Received on 2018/04/04
Approval to print on 2018/05/04


Литература 

  1. Музей как пространство образования: игра, диалог, культура участия / Отв. ред. А. Щербакова. Сост. Н. Копелянская., М., 2012. 176 с.
  2. Галкина Т.В. Музейная педагогика: проблема структуры музейного путеводителя // Вестник ТГПУ. 2010. № 10. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/muzeynaya-pedagogika-problema-struktury-muzeynogo-putevoditelya (дата обращения: 17.02.2018).
  3. Что внутри меня? Мои чувства: путеводитель для детей 7—12 лет / Е. Наймушина. Пермь, 2017.
  4. Саймон Н. Партиципаторный музей. М.: ООО «Ад Маргинем Пресс», 2017. 721 с.
  5. В музей с малышом: путеводитель для родителей с детьми до трех лет / А. Верхоланцева, Ю. Глазырина, Е. Карнаухова, С. Островский и др. Пермь, 2016.
  6. Искусство и ощущения: быть в месте / быть вместе: путеводитель 13+ / А. Шипицина. Пермь, Музей современного искусства PERMM, 2016. 8 с.: цв. ил.
  7. Среда обитания. Графика: путеводитель для детей 8-12 лет / А. Серебренникова. – Пермь, Музей современного искусства PERMM, 2016. 8 с.: цв. ил.
  8. Решетников П.Е. Нетрадиционная технологическая система подготовки учителей: Рождение мастера. М., 2000. 304 с.
  9. Falk J. Identity and the Museum Visitor Experience. Walnut Creek: Left Coast Press, 2009.
  10. Hart R. Children’s Participation: from Tokenism to Citizenship // Innocenti Essays № 4, UNICEF, 1979, http://www.unicef-irc.org/publications/pdf/childrens_participation.pdf.
  11. Simon N. The Art of Relevance. Santa Cruz, Calif. Museum 2.0, 2016. 196 p.

References: 

  1. Kopelyanskaya N., Shcherbakov A., et al., Museum as a space of education: play, dialogue, culture of participation. Moscow, 2012, 176 p. (In Russ.)
  2. Galkina T. V., Museum pedagogy: the problem of the structure of the museum guide-book. Vestnik TGPU, no. 10, 2010. (In Russ.) Available at: http://cyberleninka.ru/article/n/muzeynaya-pedagogika-problema-struktury-muzeynogo-putevoditelya (Accessed on February 17, 2018).
  3. Naimushina E., What’s inside me? My feelings: a guide for children of 7-12 years old. Perm, 2017. (In Russ.)
  4. Simon N., Participatory museum. Moscow: OOO «Ad Marginem Press», 2017, 721 p. (In Russ.)
  5. Verkholantseva A., Glazyrina J., Karnaukhova E., Ostrovsky S., et al., To the museum with your baby: a guide for parents with children up to three years. Perm, 2016. (In Russ.)
  6. Shipitsyna A., Art and feeling: to be in a place to be together: guidebook 13+. Perm: PERMM Museum of contemporary art, 2016, 8 p. (In Russ.)
  7. Serebrennikov A., Inhabitancy. Drawing: guide for children 8-12 years. Perm: PERMM Museum of contemporary art, 2016, 8 p. (In Russ.)
  8. Reshetnikov P. E., Non-traditional technological system of teacher training: the birth of the master. Moscow, 2000. (In Russ.)
  9. Falk J., Identity and the museum visitor experience. Walnut Creek: Left Coast Press, 2009.
  10. Hart R., Children’s Participation: from Tokenism to Citizenship. UNICEF Innocenti Essays, no. 4, 1979. Available at: http://www.unicef-irc.org/publications/pdf/childrens_participation.pdf.
  11. Simon N., The Art of Relevance. Santa Cruz: Calif. Museum 2.0, 2016, 196 p.